Пифагор 

жизнеописание

Пифагор (580-500 гг. до н.э.)

Пифагор (580-500 гг. до н.э.) родился на острове Самос у берегов Малой Азии (Эгейское море), одном из самых цветущих островов Ионии, в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха. По преданию, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой Парфенисой, оракул предрек им рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой. Бог Аполлон, устами оракула, советует им плыть в Сирию. Пророчество чудесным образом сбывается - в Сидоне Парфениса родила мальчика. И тогда по древней традиции Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекает Пифагором, то есть предсказанным пифией. В легенде ничего не говорится о годе рождения Пифагора; исторические исследования датируют его появление на свет приблизительно 580 годом до нашей эры.
У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из "Одиссеи" и "Илиады". Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам. "Есть еще другая Школа, - говорил Гермодамас, - твои чувствования происходят от Природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения". Прошло несколько лет, и по совету своего учителя Пифагор решает продолжить образование в Египте, у жрецов.

Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. При помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самос. Но пока до Египта далеко. Он живет на острове Лесбос у своего родственника Зоила. Там происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом - другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам. Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в Милет - к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. От него принято вести историю греческой философии. Пифагор внимательно слушает в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллегу и ученика Анаксимандра, выдающегося географа и астронома. Много важных знаний приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе. Но Фалес тоже советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И Пифагор отправляется в путь. Перед Египтом он на некоторое время останавливается в Финикии, где, по преданию, учится у знаменитых сидонских жрецов. Пока он живет в Финикии, его друзья добиваются того, что Поликрат - властитель Самоса, не только прощает беглеца, но даже посылает ему рекомендательное письмо для Амазиса - фараона Египта.

В Египте благодаря покровительству фараона Амазиса Пифагор знакомится с мемфисскими жрецами. Ему удается проникнуть в "святая святых" - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались. Чтобы приобщиться к тайнам египетских храмов, Пифагор, следуя традиции, принимает посвящение в сан жреца.

Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. В течение 22 лет он проходил обучение в храмах Мемфиса и получил посвящение высшей степени. Здесь же он глубоко изучил математику, “науку чисел или всемирных принципов”, из которой впоследствии сделал центр своей системы. После смерти фараона Амазиса его преемник отказался выплатить ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, что послужило поводом для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы: их убивали или брали в плен. Пифагор вместе с египетскими жрецами попадает в персидский плен - в Вавилон, где проводит еще 12 лет.
В Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Здесь он имеет возможность изучить многие религии и культы, проникнуть в мистерии древней магии наследников Зороастра. Халдеи познакомили Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучаний философии и математике Пифагора.

Через двенадцать лет Пифагора освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору уже пятьдесят, он решает вернуться на родину.
С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Приблизительно в 530 году Пифагор возвратился в Грецию и вскоре переселился в Южную Италию, в г. Кротон.

В Кротоне Пифагор создает собственную школу - пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. Здесь были соединены философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь. В школу, наряду с юношами, принимались и девушки. Союз вскоре стал центром политической и духовной жизни всего Кротона. Кротонская школа имела многочисленные филиалы по всему итальянскому побережью. Ее выпускники проникли в высшие органы власти городов, неся пифогорейские идеалы порядка и гармонии в общественную жизнь и государственное управление.

Пифагор впервые ввел в употребление термин “философ”, когда на вопрос, кем он является, ответил: я не мудрец (sophos), я любитель мудрости (philosophos), то есть философ; ученики же считали его гиперборейским Апполоном.

До нас не дошли труды Пифагора (так называемую "теорему Пифагора" мы знаем прежде всего по "Началам" Евклида.

В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. В этой школе изучали философию, математику, астрологию, социологию, историю, музыку, этику. Пифагор развил теорию музыки и акустики проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики. Пифагор определил также основные музыкальные интервалы и считал, что небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии. Эта концепция "музыки сфер" нашла отражение в платоновском "Тимее" (см. также Сон Сципиона).
Пифагор впервые ввел понятие о человеке как микрокосме, отражающем все свойства макрокосма, т.е. Вселенной. Он развил учение о Космосе как о закономерном, стройном целом, подчиненном законам гармонии и числа. Задачу земной жизни человека Пифагор определяет, как внесение во внутренний мир порядка, “числа”, гармонии. 

Пифагор был строгим вегетарианцем и развивал учение о переселении душ и их очищении в процессе перевоплощения, которое оказало значительное влияние на Платона и Эмпедокла. Ценные сведения о Пифагоре можно почерпнуть из трудов Платона и Аристотеля, а также из последней книги "Метаморфоз" Овидия - в ней Пифагор излагает свое учение о переселении душ.

Система обучения была сложной, многолетней многоступенчатой; далеко не каждому давалось сокровенное знание. Желающие приобщиться к знанию должны пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны хранить молчание и только слушать Учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение, скромность.

Лишь те, кто успешно прошёл все испытания, допускался во внутренний двор дома Учителя. Здесь Пифагор наставлял своих ближайших учеников. Отсюда и берут свое начало названия эзотерическое (т.е., то что внутри) и экзотерическое (т.е., то что вне) учение. Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказать помощь, привлекали к ним многих людей.

Школа жила общинами со строгой дисциплиной нравов, от учеников требовалось целомудрие и воздержание. Однако аскетизм не был идеалом пифагорейцев - брак являлся для них священным понятием. В возрасте 60 лет Пифагор женился на своей ученице Феано, девушке удивительной красоты. Феано дала Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего великого отца. Один из сыновей Пифагора стал впоследствии учителем Эмпедокла и посвятил его в тайны пифагорейского учения. Дочери своей Дано Пифагор доверил хранение своих рукописей. После смерти отца и распада союза Дано жила в величайшей бедности, ей предлагали большие суммы за манускрипты, но верная воле отца, она отказалась отдать их в посторонние руки.

В это время в Кротоне и других городах Южной Италии растет общественное неравенство, вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) бок о бок соседствует с бедностью, усиливается социальная угнетенность, заметно падает нравственность. Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избирают Пифагора цензором нравов, духовным отцом города.

30 лет прожил Пифагор в Кротоне. За это время ему удалось осуществить то, что оставалось мечтою многих посвященных. Творец идеи "гармонии сфер" создал поверх политической власти мудрую власть высшего знания, подобную древнеегипетскому жречеству - Совет Трехсот, научный, политический и религиозный орден, регулирующий всю общественную и государственную жизнь, во главе которого стоял сам Пифагор. Совет Трехсотбыл регулятором политической жизни Кротона и распространял свое влияние на другие города Греции в течение четверти века.

Мятеж против правления аристократической партии, вспыхнувший в Сибарисе, явился началом гонения на пифагорейский союз. Многие из учеников погибли под обломками пылающего здания школы, другие погибли голодной смертью в храмах. После смерти Пифагора в Метапонте около 500 года до н.э. (Южная Италия) народ, подстрекаемый теми политиками, военными и жрецами, которые остались не у дел, разгромил и сжег пифагорейскую школу со всеми ее филиалами. Его ученики обосновались в разных городах Великой Греции и организовали там пифагорейские общества.

От двух уцелевших учеников Пифагора - Филолая и Лизиса, мы знаем эту печальную историю попытки осчастливить человечество и построить рай на земле. Воспоминания о Великом Учителе и его учении мы находим в “Золотых Стихах” Лизия, в комментариях Гераклита, в отрывках Филолая и Архита, а также в “Тимее” Платона. Прекрасная стройная система, данная миру Пифагором никогда не была забыта. Она стала основой метафизики Платона, возродилась в Александрийской школе, в трудах многих позднейших античных философов.

В новое время, особенно благодаря бурному развитию естествознания, астрономии и математики, идеи Пифагора о мировой гармонии приобретают новых поклонников. Великие Коперник и Кеплер, знаменитый художник и геометр Дюрер, гениальный Леонардо да Винчи, английский астроном Эддингтон, экспериментально подтвердивший в 1919 году теорию относительности, и многие другие ученые и философы продолжают находить в научно-философском наследии Пифагора необходимое основание для установления закономерностей нашего мира.

 
 
 
 
 
Используются технологии uCoz