ВОПРОСЫ МАСТЕРУ

Данный раздел является собранием ответов Ярослава Светлого (ЯС) на вопросы его слушателей, учеников, оппонентов, на вопросы, которые на протяжении жизни он задавал себе сам. Материал собран из разных источников и частично предоставлен ЯС. Так как в последствии материал правился самим ЯС, то точного соответствия с начальным представлением и хронологией ответов и вопросов нет.

В: Скажите, ЯС, кем вы сами себя считаете?

ЯС: Я считаю себя человеком, который долго жил в сумерках, выбрался из пещеры Платона и может кое-что рассказать о свете. Во всяком случае, у меня с раннего детства была тяга к медитации, хотя и слова такого я тогда не знал: так называемая эзотерическая литература до 90-ых годов была мало доступна, но все же кое-что удавалось доставать и читать. Лет с 10-12 ночью, сидя в кровати, я ощущал необыкновенное состояние отрешенности и сладостного безмыслия. Это длилось много лет и полностью не прекращалось никогда, только в молодости частота уменьшилась. То же состояние отрешенности, отстраненности возникало на лоне природы и в людных местах, когда не было какой-то актуальной, требовавшей активной деятельности задачи. Таким образом, я могу определить себя как человека с врожденной склонностью к медитации.

В: Как правило, медитирующие люди являются просветленными или стремятся к просветлению. Вы – просветленный?

ЯС: Понятие просветленности пришло с Востока, прежде всего из йоги и всех разновидностей буддизма. Однако там оно имеет религиозный и мистический характер. В наше время более приемлемыми являются определения в терминах современных наук о человеке и в частности психологии и биологии. Поэтому я говорю не о просветлении, а о состоянии расширенного сознания (СРС). Если вы найдете сходство или совпадение с такими распространными в известных кругах понятиями, как "высшее состояние сознания" (Питер Рассел), "покой, ведущий к пониманию" (Святой Павел), "сатори" или "кеншо" (дзен-буддизм), "самадхи" или "мокша" (йога), "сверхсознание" (Шри Ауробиндо), "дао" (в даосизме и чань-буддизме), "пик ощущения" (Абрахам Маслоу), "объективное сознание" (Гурджиев), "индивидуация" (Юнг), "умная молитва" (православие), то можете считать, что это родственные понятия.

В: Это ваше постоянное состояние?

ЯС: Во всяком случае, я стараюсь жить в СРС.

В: А зачем это нужно вам и, может быть нужно другим?

ЯС: Для меня это естественная потребность. Для других? – Это настолько объемный вопрос, что нужен, по меньшей мере, долгий монолог в несколько лекций. Я думаю, что это станет постепенно ясным, если отвечать на менее объемные вопросы. Но, если отвечать предельно коротко, то субъективно – для достижения счастья, а объективно – это следующий шаг био-социальной эволюции человеческого вида.

В: А что такое счастье в вашем понимании?

ЯС: Боюсь, это трудно понять неподготовленному человеку. Чаще всего, под счастьем понимают состояние радости от осуществления некоторой, чаще всего труднодостижимой или долгожданной цели. После свершения, если спросить человека: "Ты счастлив?", он не раздумывая ответит: "Да!" Но такое состояние длится недолго, постепенно затухая.

У Пушкина: "На свете счастья нет, а есть покой и воля…" и Эпикур определял, что счастье – это безмятежность духа (атараксия) и здоровье тела.

Поэтому, если определять счастье как состояние постоянно присутствующее, а не мимолетное, то это безмятежный покой, состояние благодати.

В: Сейчас много говорят и пишут, а также практикуют так называемые измененные состояния сознания. Является ли СРС таким состоянием, если да, то чем отличается, а если нет, то зачем новый термин? Их и так вы привели предостаточно.

ЯС: Видите ли, когда у вас сильный стресс от горя, боли или радости, когда вы пьяны, выпили много кофе, накурились "травки" или во время секса и т.п. у вас наступает измененное состояние сознания. Но разве имеет смысл все их рассматривать как одно явление? Главное отличие в СРС, это достижение состояния ума и не-ума. Как в Ведах точно сказано:

"Две прекраснокрылые птицы, друзья и товарищи, сидят на одном дереве и одна ест сладкий плод, а другая глядит на нее и не ест" (Риг Веда, I, 164,20).

В: Однако во всех названными вами учениях говорится о "молчании ума"?

ЯС: Ментальный ум можно рассматривать, как приспособительный механизм или как функциональный орган человеческого организма. Прекрасно известно, что если какая-то подсистема не используется, она атрофируется. Поэтому либо ум и не-ум действуют попеременно, либо (что реже) происходит "угасание" ума.

В: Кого вы считаете своими учителями, были ли они?

ЯС: Были и остаются. Так сложилось, что все они виртуальные. Это Будда, Христос, Лао-Цзы, Пифагор, Сократ (Платон), Эпикур, Ошо, Шри Ауробиндо, Вивеканада, старец Силуан Афонский, Юнг и многие другие. У них я учился и учусь, от них заимствованы многие мысли. СРС вырасло на этой почве, но не является ни одним из них.

В: Являетесь ли вы религиозным человеком?

ЯС: Из чего состоит любая религия? Из трех частей: обрядовой, мифологической и онтологической (этико-философской). У каждой части свое назначение, на котором я сейчас не стану останавливаться. Если учесть, что ни в одной из религий я не придерживаюсь и не разделяю первую и вторую части, то вряд ли можно говорить о моей религиозности и принадлежности к какой-то конфессии. Что касается онтологической части, то здесь я опираюсь на веру в то, что Мир, Вселенная не является просто бессмысленным конгломератом материи, энергии и их взаимодействий. Таким образом я верю в существование Духа, стоящего за всем этим. То есть по старому еще марксистско-ленинскому определени я - идеалист. Поэтому можно сделать вывод: я человек веры, но не религии.

Что касается мышления, то оно может быть научным, религиозным и магическим. Религиозное основано на упование на божественный промысел, магическое пытается воздействовать активно на некие мистические силы, а научное опирается на познание: гипотезы, факты, эксперименты, измерения. Узость современной науки - опора только на объективные, повторяемые и измеряемые эксперименты и результаты; в то время как за ее пределами остается все неповторимое и субъективное.

 

14.01.04.

Продолжение следует

 

Используются технологии uCoz